четверг, 15 ноября 2012 г.

У ребёнка дисграфия...Как помочь? Практические рекомендации

Дисграфия – нелегкое бремя как для школьника, так и для его родителей. Она требует огромной сосредоточенной работы логопеда с ребенком, которая проводится в течение нескольких месяцев. Родителям нужно иметь в виду, что в обычной школе эту проблему решить не удастся, и трудности с обучением будут нарастать как снежный ком. Поэтому не стоит терять время, а сразу обратиться к специалисту и стать активным участником коррекционного процесса.
Данная статья рассматривает ряд упражнений, которые можно выполнять в домашних условиях.
Упражнение 1 – Корректурная правка. Нам понадобится сплошной печатный текст на любом удобном бумажном носителе (книжка, журнал, распечатка). Главное требование к тексту – он не должен быть интересным и отвлекать ребенка от задания. Пусть это будет какая-нибудь научная статья. Ежедневно в течение 3-5 минут (ни в коем случае не дольше) ребенок должен находить и зачеркивать в тексте заданные буквы. Начинать следует с одной буквы (например «а»), последовательно их меняя. Желательно начать с распространенных гласных букв, после перейти к проблемным согласным. Интереснее будет зачеркивать каждую из букв определенным цветом. После пяти-шести дней занятий, можно переходить на две буквы. Одну букву ребенок зачеркивает, а вторую либо подчеркивает, либо обводит в кружочек. Буквы должны быть схожими в сознании ученика. Самые распространенные проблемные пары букв это «п»-«т», «п»-«р», «м»-«л», «г»-«д», «д»-«б», «у»-«ю».
Упражнение 2 – Пишем вслух. Очень важное упражнение. Когда ребенок пишет текст, ему необходимо четко проговаривать все буквы, которые в данный момент он прописывает, выделяя подчеркиванием слабые доли. В этот момент школьник видит разницу между тем, как мы произносим слова и тем, как они пишутся. Например, фраза «Колобок, колобок, я тебя съем» на самом деле произносится как «калабок калабок я тибя съем».
Упражнение 3 – Вглядись и разберись. Это упражнение направлено на работу с пунктуацией. Заключается оно в том, что ребенок внимательно вчитывается в текст, обращая внимание на все запятые и другие знаки препинания и вслух объясняет их постановку. Тут очень важно подобрать текст, можно воспользоваться соответствующим возрасту и уровню развития ребенка сборником диктантов, в котором проставлены все знаки препинания.
Упражнение 4 – Пропущенные буквы. Помогает сформировать уверенный навык письма. Нужно приготовить два текста. Один обычный, который будет использоваться как подсказка, а второй то же самый, но с пропущенными буквами. Ребенку необходимо будет заполнить все пропущенные буквы, пользуясь текстом-подсказкой. Пример: «Не ешь меня зайчик, я тебе песенку спою» — «Н_ е_ь м_ен_, з_йч_ик, я т_б_ п_с_нк_ с_ою».
Помимо этих упражнений детям с дисграфией рекомендуется чаще играть в лабиринты, которые хорошо развивают крупную моторику, то есть движение руки и предплечья. В процессе такой игры необходимо следить за тем, чтобы ребенок менял положение руки, а не листа бумаги.
Необходимо избегать работы, в которой необходимо исправлять заведомо допущенные ошибки, так как у детей с дисграфией, как правило, очень хорошая зрительная память, и тексты с орфографическими ошибками здесь могут сослужить плохую службу.
Надеюсь, представленные в статье рекомендации и упражнения помогут вам в решении такой непростой проблемы, как дисграфия. Удачи!

Комментариев нет:

Отправить комментарий