вторник, 3 января 2012 г.


Общее недоразвитие речи (ОНР)
В логопедии под общим недоразвитием речи детей   (ОНР) понимается такая форма аномалии, при которойнарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, фонетики, грамматического строя. Речевое недоразвитие у дошкольников может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения (1-й уровень речевого развития) до развернутой речи с отдельными элементами недоразвития (3-й уровень речевого развития).

Причины возникновения недоразвития речи различны. Наиболее частыми являются заболевания, перенесенные матерью во время беременности, токсикоз; асфиксия,  травмы, полученные во время родов; заболевания центральной нервной системы и травмы, перенесенные ребенком в первые годы жизни.
Первый уровень развития речи характеризуется:
♦ Отсутствием общеупотребительной речи.
♦ Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью.
♦ Не владеют навыками связного высказывания.
♦ Вербальными средствами коммуникации для них являются отдельные звуки и их сочетания, обрывки лепетных слов, отдельные слова, совпадающие с нормами языка («кока» — петушок, «кой» — открой, «доба» — добрый,    «дада» — дай).
Логопедические занятия проводятся индивидуально и небольшими подгруппами. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют понимание речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфической особенностью психической деятельностью. Занятия проводятся в игровой форме с привлечением любимых кукольных персонажей.
Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы:
♦ Развитие понимания речи
♦ Развитие активной речевой подражательной деятельности
♦ Развитие внимания, памяти, мышления.

Второй уровень развития речи характеризуется:
♦ Наличием двух-, трехсловной фразы: «Да пить мокко»  дай попить молока.
♦ В самостоятельной речи иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты: «Тидит а туе»  сидит на стуле.
♦ Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка: «Дай ка хфот»  заячий хвост.
♦ Существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий системы антонимов и синонимов.
♦ Этим детям крайне затруднительно составление рассказов и пересказов без помощи взрослого.
♦ Звуковая сторона речи значительно отстает от звуковой нормы.
Логопедические занятия для детей подразделяются на индивидуальные и подгрупповые.
1. На индивидуальных занятиях проводится работа по активизации органов артикуляционного аппарата.
2. Постановка отсутствующих звуков и их автоматизация.
3. Выделяют  следующие виды подгрупповых логопедических занятий:
♦ Формирование словарного запаса
♦ Формирование грамматически правильной речи
♦ Формирование связной речи
♦ Формирование звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Третий уровень развития речи:
♦ Наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. «Из тубы дым тойбы, потамуто хойдно»  из трубы дым валит столбом потому что холодно.
♦ Существенное затруднение в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными. «Нет количная палка»  нет коричневой палки.
♦ Несформированность словообразовательной деятельности. «Ковечик»  коврик, «кланщик» крановщик.
♦ Неточное понимание и употребление обобщающих понятий. Вместо одежда  «пальты» вместо посуды  «миски».
♦ Незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения, например частей тела: локоть, переносица, ноздри, веки; наименование профессий: машинист. Балерина, плотник.
♦ Отмечается специфическое своеобразия связной речи (нарушение последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, нарушение временных и причинно-следственных связей).
♦ Трудности воспроизведения слов с разной слоговой структурой и звуконаполняемостью.
♦ Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух.
Основные задачи индивидуальных и групповых логопедических занятий является продолжение работы по развитию:
1. Понимание речи лексико-грамматических средств языка
2. Произносительной стороны речи
3. Самостоятельной развернутой связанной речи
4. Овладение элементарными навыками письма и чтении.
Иногда ОНР сопровождается таким речевым нарушением как дизартрия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий